05.02.2018

О суперкомбайне – из первых уст: рассказывает генеральный конструктор

Каким предстанет тот самый комбайн будущего, появления которого ожидают не только аграрии, но и политики? На какой рынок будет ориентирована новинка, как скоро будет разработана и как долго продлятся испытания, а также какие технические решения будут применены на принципиально новом комбайне, рассказывает генеральный конструктор НТЦК ОАО «Гомсельмаш» Сергей ФЕДОРОВИЧ.

Нужно отметить, что о будущем «суперкомбайне», который должен выйти из стен нашего предприятия, уже сообщалось в республиканской прессе. Понятно также, что образец новинки будет собираться в экспериментальном производстве НТЦК, где зарождались все машины, выпускаемые под брендом «ПАЛЕССЕ». Инженерами максимально учтены все критерии – от возможности быстрого вывода на рынок новой модели до обеспечения максимально возможной производительности при высоком качестве работы и доступной стоимости. На данный момент разработана и выдана техническая документация, идёт подготовка к выпуску образцов для приемочных испытаний. Новинка должна быть готова к производству в 2019 году.

– Сергей Александрович, почему «суперкомбайн»?

– Конечно, термин можно считать условным и принципиально важно сформулировать основные требования к такой машине. Ведь для каждого рынка эти требования будут существенно различаться. Что касается нашего традиционного рынка, куда мы представляем свою зерноуборочную технику, то основные требования потребителей к таким «супермашинам» можно изложить по соответствию следующим критериям. Это способность комбайна качественно убирать урожай на высокоурожайных полях (более 60 ц/га) с высокой производительностью (от 20 до 30 т/час), допуская потери не более 0,5-1% от веса собранного урожая. Также машина должна иметь минимальную себестоимость. Этим основным критериям уже сегодня соответствует самый высокопроизводительный из модельного ряда комбайнов «ПАЛЕССЕ» КЗС-1624-1. Во исполнение поручений Главы государства по результатам эксплуатации партии комбайнов КЗС-1624-1 в прошлом сезоне «Гомсельмашем» проведена большая работа по конструкторско-технологическому совершенствованию этого комбайна. Также описанным выше крите­риям будет соответствовать еще один комбайн с гибридной схе­мой обмолота. Он будет макси­мально унифицирован с серий­но выпускаемыми машинами. О нем мы и поговорим.

– Насколько новый комбайн будет отечественным? Какие узлы будут в нём нашими, а какие – импортными?

– Такие детали как редукторы, коробки передач, шкивы, звездоч­ки, валы, литые, штампованные детали, весь тех­нологический тракт и адаптеры традиционно изготавливаются силами предприятий холдинга «ГОМСЕЛЬМАШ». Двигатели, ремни, подшипники, шины, ди­ски колес, элементы гидравлики и электрооборудования, как и все мировые фирмы, мы закупа­ем на стороне. Доля импортных комплектующих, устанавливае­мых на наши комбайны, посто­янно уменьшается. Для увеличе­ния доли белорусских узлов мы активно сотрудничаем с отече­ственными предприятиями.

– Что можно сказать о соот­ношении «цена-качество» при­менительно к будущему ком­байну?

– Наши комбайны по итогам сравнительных тестов, проводи­мых в Беларуси и России, всег­да попадают в число лидеров, практически не отличаются от западных конкурентов по произ­водительности и качеству уборки. При этом наша техника намного дешевле. Новый комбайн при­зван поднять производитель­ность, снизить потери и сделать уборку более экономной. Есте­ственно, при всех достоинствах он должен иметь доступную стои­мость. Важно отметить: мы соз­даем производительный комбайн для широкого круга аграриев.

– Наверняка в процессе соз­дания нового комбайна задей­ствуются новые методы кон­струирования?

– При работе над новым ком­байном мы активно применяем современные технологии, ис­пользуемые в проектировании и изготовлении комбайнов. Это существенно ускоряет процесс создания машины и выхода её на рынок. По состоянию на на­стоящий момент, конструкторско-технологическая отработка может происходить прямо на этапе про­ектирования, когда в 3D-формате модель детали, сборочной едини­цы или агрегата машины создает­ся на компьютере конструктором и технологом в виде ее электрон­ной копии. В это же время идёт проектирование нужной оснастки. Это также существенно уменьша­ет количество ошибок.

– Какой будет «рыночная ори­ентация» будущего комбайна? Подходит ли он больше для стран бывшего СССР, или мо­дель создаётся для предложе­ния на рынках ЕС и США?

– Конечно, после выхода на традиционные рынки, через определенное время комбайн будет адап­тироваться к специфическим требованиям других рынков путем создания требуемых модификаций. При этом, новая машина будет при­влекательна для любого потен­циального потребителя, знаю­щего цену деньгам, если будет сохранено оптимальное сочета­ние «цена-качество». У каждого рынка сельхозтехники есть ряд своих ограничений и предпочте­ний. Например, в Европейском союзе имеется хороший доступ к финансовым кредитным ре­сурсам и большие дотации для сельхозпроизводителей. Это ска­зывается и на технике, выпускае­мой там. На западноевропейских комбайнах предлагается доста­точно много решений и опций, в которых фермер не имеет острой нужды для сезонной машины, но вот ее цена из-за этого зна­чительно возрастает. Например, все более широко предлагаются крупногабаритные пластиковые цельнолитые капоты, элементы не всегда экономически оправ­данной автоматики, бортовые компьютеры со все большими экранами, дорогостоящими ди­зайнерскими интерье­рами рабочего места оператора и другими соблазнительными, но недешевыми изыска­ми. Также в ЕС завы­шены экологические требования к сельхоз­машинам, и не за го­рами внедрение стан­дарта Stage V, который придёт на смену Stage IV. Дви­гатели нового стандар­та будут более дорогими и слож­ными в эксплуатации, насыщен­ными электроникой.

– То есть для ремонта такого аппарата потребуются специ­альные условия и «слесари с мозгами хакеров»? Как же най­ти баланс между неизбежным обновлением и приемлемой стоимостью?

– Именно так, и европейцы не могут этого не видеть. Также до­рогими будут запасные части, и все эти усложнения вызывают понятное недовольство у агра­риев. Ведь там подержанный автомобиль иногда выгоднее продать, чем отремонтировать. Это же относится и к сельхоз­машинам. Так что белорусский вариант сочетания повышенной производительности, качествен­ной уборки и разумной стоимо­сти может вполне устроить мно­гих зарубежных покупателей.

Свяжитесь с нами

ФИО

Адрес:

Телефон:

E-mail:

Ваше сообщение: