19.10.2017

КСК-100А3: легенда отечественного комбайностроения всё ещё в деле

КСУП «Брилёво» известно как поставщик качественной плодоовощной продукции, территория, на которой размещается великолепный ябло­невый сад. А ещё здесь работают наши комбайны, среди которых есть машины, вряд ли где-либо ещё сохранившиеся. На выезде из Гомеля, в сторону путепро­вода, ведущего к Костюковке, можно видеть поля, засеянные кукурузой, которую убирает гомсельмашевская техника.

Главный инженер хозяйства Михаил Кизицкий начал представление комбайнового парка с КВК-800.

– Комплексов КВК-800 у нас два, причём один из них вполне может считаться уникальным коллекционным экземпляром, ведь его номер 006, этот комбайн был в первой десятке со­шедших с конвейера. Прибыл он к нам в 2004 году. Тогда такие новинки получили мы и хозяй­ство «Заря» Мозырского района, а также не­которые хозяйства Могилёвщины. В поле КВК показал себя неплохо, но порой случались не­поладки в работе барабанов и измельчителей. Отдавая должное производителю, скажу, что все ремонты специалисты «Гомсельмаша» проводили качественно и в срок.

В комплекте с КВК-800 шёл подборщик и жат­ка для кукурузы производства Jaguar. В 2015 году у этого комбайна появился брат-близнец. Это уже был полностью отечественный КВК-800, правда, без укомплектования жаткой для трав, ибо сенаж в хозяйстве не за­готавливается в больших объёмах. На корм для 715 голов крупного рогатого скота заготавливается так­же люцерна, её брилёвцы убирают при помощи косилки фирмы Claas. Но немалый объём работ на убор­ке кормов выполняют и злиновские жатки.

– Только хорошее скажу о жатках ЖГР-7,5 и ЖГР-4,5, они работают безотказно, – подчеркнул Михаил Иванович.

Конечно, приятно слышать хоро­шие отзывы практиков о работе наших КВК-800 и их адаптеров, но больше нас все-таки интересовал комбайн КСК-100А3, который до сих пор в хозяйстве на ходу. 40 лет назад эта машина была револю­ционной разработкой на просторах СССР, ведь это был первый отече­ственный самоходный кормоубо­рочный комбайн с гидротрансмис­сией. Вот что рассказал об этой машине Валерий Ощепков, механизатор, который ра­ботает на брилёвском КСК-100А3 с 1995 года:

– В «Брилёво» тружусь с 1990 года, куда при­шёл сразу после окончания ПТУ-179 в Костю­ковке и получил специальность тракториста-машиниста. Этот КСК был отдан мне «в попе­чение» в 1995 году. Машину 1988 года выпуска помню совсем новой. Фактически, «новичка» сразу же стали использовать на уборке кукуру­зы и подборе зелёной массы. Он работал с 6 и 12 ножами, и немало помог хозяйству. Допол­нительно в комплекте мы получили кукурузную роторную жатку, почти ровесницу комбайна, и жатку для трав, которая до сих пор на ходу. Вот она, достаточно лишь подцепить, включить кардан – и в поле. Из недостатков этой хоро­шей машины выделю отсутствие камнеулови­теля и металлодетектора, которые во времена ее изготовления просто еще не производились и не устанавливались. Но в целом эта модель «неубиваемая», хотя поломки комбайна, как и болезнь человека, предсказать невозможно. У нашего «ветерана» порой случались пробле­мы с двигателем ЯМЗ-236 и измельчающим аппаратом. Однако мы справлялись, простои долгими не были. А когда однажды случились неполадки с двигателями у новых КВК-800 и УЭС-2-250, и они надолго встали «на прикол», в поле на заготовке кормов довелось работать одному КСК. Это было около 10 лет назад. Комбайн выпавшее на его долю испытание прошёл достойно.

Следует отметить, что брилевский КСК-100А3 в ноябре 2014 года участвовал в па­раде техники на областных «Дожинках». Валерий Алексеевич сам готовил своего «по­допечного» к этому мероприятию. Наверное, после того парада на машину периодически заглядываются организации, желающие при­обрести комбайн, как реликвию. Заглянули мы и в кабину гомсельмашевского «первен­ца» самоходной техники. Условия на рабо­чем месте комбайнера там, прямо скажем, спартанские. Лишь одно сиденье для во­дителя, никаких кондиционеров и печки, от летней жары спасают лишь вентиляторы над лобовым стеклом, да один маленький, рас­положенный на стенке кабины слева на вы­соте головы сидящего человека, как в кабине вертолёта Ми-8. Гидростатическая трансмис­сия у «ветерана» в идеальном рабочем состоянии. Прежде чем завести двигатель, нуж­но запустить аккумулятор, или, как говорят механизаторы, включить «массу». Кнопка пуска аккумулятора слева под сиденьем. Ва­лерий Ощепков заводит двигатель. Машина сотрясается от вибрации, чувствуется силь­ное биение по полу и стенкам кабины, чтобы общаться, нужно повышать голос. Также виб-рируют внешние узлы комбайна, что видно невооружённым глазом. Зато у машины иде­ально работают фары, свет дальний и ближ­ний, а ведь у многих ровесников КСК фары не работают. Комбайнер жмёт на сигнал, звук выходит резкий. Ва­лерий Алексеевич глушит мотор, в кабине воцаряется тишина, запах­ло соляркой.

– Этот КСК-100А3 ходил только в моих руках. Лишь однажды на несколько дней уступил его напарнику, – рассказывает Валерий Ощепков. – Машина не новая, это видно по всему, но ведь если с умом под­ходить, она ещё много лет послу­жит. Хотели ее как-то списать, как и два предыдущих КСК-100, да я вступился, не дал это сделать. Так и остался он последним, работаю­щим на всю Гомельщину.

КСК-100А3 № 45810 стоит среди новых жаток ЖГР и техники Claas, жаток и подборщиков для трав. Назвать его раритетом на фоне потрёпанных полем и уборочными кампаниями железных «коллег» трудно, а разница в комплектации и другие технические нюансы видны лишь при близком рассмотрении. В хозяйстве за­служенный комбайн используют на измель­чении зелёной массы для кормления в поле крупного рогатого скота. Темп работ машины, конечно, уже не тот, который был «в молодо­сти», но главное ведь, это быть востребован­ным и оставаться на ходу, что важно, пожа­луй, не только для комбайнов.

Валерий Ощеаков и его КСК-100А3НА СНИМКЕ: механизатор Валерий Ощепков и его КСК-100А3.

Свяжитесь с нами

ФИО

Адрес:

Телефон:

E-mail:

Ваше сообщение: