Хороший человек... Казалось бы, всего лишь два слова. Но какая же это великолепная характеристика! Особенно от людей, с которыми слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Александр Евменцов видится ежедневно.
Ранние годы
Александр Петрович родился недалеко от Гомеля, в деревне Климовка. Со школьных лет знал, что является земляком генерал-майора танковых войск, участника Великой Отечественной войны Кирилла Филипповича Сулейкова, форсировавшего с 7-м гвардейским танковым корпусом Днепр в Украине. А ещё он, как и другие сельские дети, сызмальства познал, что такое труд. Помогал вместе с сестрой родителям управляться по хозяйству в свободное от школьных занятий время. Родители Александра к «Гомсельмашу» отношения не имели. Мама, Мария Павловна, всю трудовую жизнь посвятила медицине. Отец, Пётр Иосифович, был сантехником.
В сельской школе Александр окончил восемь классов. Не сказать, чтобы учёба давалась слишком легко. В отличниках не ходил, но и двоечником также не являлся. Больше других занятий по душе ему была физическая культура.
— По этому предмету редко когда четвёрки проскакивали, в основном всегда «пять» было, — вспоминает наш герой.
Дежурный электрик
Однако трудовую жизнь он решил связать не с физкультурой и спортом, а с электричеством. Поступил в гомельское училище № 6 (сейчас это профессионально-технический колледж машиностроения) на электромонтёра по ремонту электрооборудования. Специальность выбирал не случайно.
— Причин, по которым я решил связать свою трудовую жизнь с электричеством, несколько, — говорит слесарь-электрик. — Тогда, в семидесятые годы, эта профессия считалась престижной. До сих пор помню, с каким благоговением мы, сельские пацаны, смотрели на электриков, приезжавших к нам в Климовку. Они с помощью «когтей» взбирались высоко на столбы и «чинили свет». А в семидесятых годах на «Гомсельмаше» начался настоящий бум. Закрутилось-завертелось производство, возводились новые цехи. Понимал, что предприятию нужны электромонтёры, поэтому и решил поступить в шестое училище. Ещё одна причина — жилищный вопрос. Тогда гомсельмашевцам выделялось жильё.
Производственные мастерские училища располагались на территории завода, недалеко от того места, где сейчас стоит памятник Владимиру Ленину. Практику Александр проходил в литейном цехе ковкого чугуна (в районе центрального склада).
После училища у слесаря-электрика был короткий визит в Ленинград. В город над Невой Александр ехал поступать в артиллерийское училище. Но не сумел этого сделать и вернулся домой. Сидеть на родительских плечах не хотелось, поэтому сразу же отправился на «Гомсельмаш».
— Пришёл в отдел кадров. Это было в августе 1978 года, — отмечает он. — В то время только-только появился железнодорожный цех, в нём создавались рабочие смены. И заместитель начальника цеха по технической части, ныне покойный Олег Петрович Андрианчиков получил задание: набрать группу из четырёх электриков. Так я оказался в железнодорожном цехе. После годичной отработки настала пора отдать армейский долг Родине. По окончании службы Александр Петрович вернулся на «Гомсельмаш». Как сам говорит, всегда был дежурным электриком.
— В советские времена у нас был следующий график работы: день, следующая ночь, двое суток дома, — говорит Александр Евменцов. — После перестройки сначала сделали два дня через два, затем ввели двухсменный режим работы. А вообще поначалу доводилось и сутками дежурить. Больших производственных мощностей не было, имелись всего два десятитонных крана ККС-10. Техники шло на отгрузку много: «Вихри», прицепы, позже — КСК-100, которые заезжали на платформу своим ходом. Трос натягивали, валы раскручивали и так далее. И все это делал один дежурный человек. Работы хватало. Цеховое хозяйство тогда было большое, не то, что сейчас. Имелись шесть тепловозов. Переработка вагонов составляла около тысячи единиц. Три крана, четыре смены, крановщиков было 13 человек, электриков — 15. Востребованность в нашей технике была огромной. Возле завода едва ли не очереди стояли.
Девяностые годы слесарь-электрик вспоминает без особой радости не только потому, что были общеизвестные сложности. Железнодорожный цех на рубеже 80-90-х не имел постоянного хозяина. Им руководили то представители торгового завода (предшественника нынешнего департамента региональных продаж), то головного предприятия.
— Так получилось, что я проживал в небольшой по площади двухкомнатной квартире с супругой и тремя детьми, — говорит он. — То есть нуждался в улучшении жилищных условий. Сейчас не хочу вспоминать ту историю с потерей моего дела. Работал, ждал, но... Этот вопрос и удерживал меня на предприятии в 90-е годы. А со временем мы сами построили двухкомнатную квартиру.
Первым начальником железнодорожного цеха, под руководством которого довелось поработать молодому слесарю-электрику, был Александр Иванович Куц. Это человек, который в решении вопросов умел добиваться своего. Когда надо — был строгим. Но, несмотря на строгость, к нему всегда можно было обратиться, поговорить, решить какие-то вопросы.
— Ответственность у него всегда была на высшем уровне, — вспоминает Александр Евменцов. — Как и у нынешнего руководителя Виктора Процкого. До того, как нас возглавил Николаевич, на заводе, наверное, не все и знали, что есть такой железнодорожный цех. Дотошный в хорошем смысле слова человек. Мы его уважаем, стараемся не подводить.
О работе
Сегодня в цехе работают три слесаря-электрика. Александр Евменцов говорит, что представителям его профессии работа всегда найдётся, какова бы ни была ситуация на предприятии. Тепловозам более двадцати лет, постоянно нуждаются в ремонте. В них двухпроводная система электропитания вспомогательных цепей управления электромагнитными аппаратами тепловозов.
— Имеем дело и с ремонтом дизель-электрических железнодорожных кранов, в которых дизель крутит генератор, а остальные работы основаны на электричестве, — рассказывает специфику работы Александр Петрович. — Кранам по 20-25 лет. Несмотря на их далеко не первую свежесть, они работают. В том числе и благодаря нам, слесарям-электрикам.
Инспектор Евменцов
У Александра Петровича немало обязанностей. Если говорить в общем, то он проверяет на прочность, испытывает и регулирует сложные электромашины (в том числе проводит реостатные испытания тепловозов). Среди требований к его должностным обязанностям — знание конструктивных особенностей, принцип работы сложного оборудования и установок, способов и правил регулирования работы сложных электромашин, электроаппаратов и электроприборов.
Несмотря на это, он успевает заниматься и общественной деятельностью. Она заключается в помощи цеховому руководству в плане соблюдения всеми работниками правил по охране труда и технике безопасности. Можно вспомнить слова технического инспектора труда профкома ОАО «Гомсельмаш» Ивана Шведа, отмечавшего, что Александр Иванович на хорошем уровне осуществляет общественный контроль по ОТ и ТБ, оказывает содействие начальнику цеха в решении вопросов контроля, выявлении недостатков по данной теме, помогает их устранять. За это слесарь-электрик Евменцов был назван победителем смотра-конкурса на лучшую организацию профсоюзами общественного контроля по охране труда за 2014 год. Согласно врученному диплому Александр Петрович — лучший общественный инспектор по охране труда Гомельского областного объединения профсоюзов.
— Кто-то забыл надеть очки, спецодежду. Слежу за этим, напоминаю о безопасности, — говорит инспектор Евменцов. — Бывает, грузчики вбивают молотками клинья так, что от гвоздей шляпки отскакивают. А не дай бог в глаз отлетит? К счастью, таких ситуаций в ЖдЦ не было.
Сегодня в цехе в основном трудятся представители среднего и старшего возраста. Молодёжи немного.
— Молодые ребята обычно надолго в ЖдЦ не задерживаются, не любят наши краны, — отмечает Александр Петрович. — На кран надо залезть в любую погоду, будь то жара, ливень или сильный мороз. Допустим, зимой требуется провода вставить. В перчатках этого не сделаешь. А без них два провода вставил, закрутил, «прозвонил» их — всё, руки отмерзают. Специфика нашей работы очень сложная, и далеко не каждый молодой слесарь-электрик способен с ней справиться. Многие считают, что если они пришли на работу, то сразу им надо предоставить все блага: высокую зарплату и остальное. Я проработал два года, прежде чем мне присвоили четвёртый разряд. А про высокие зарплаты и вовсе не принято было заявлять.
«У старинушки три сына»
Александр Петрович с супругой Татьяной Ивановной (кондитером по призванию и велению души, уборщицей — на сегодняшний день) воспитали троих сыновей — Виталия, Александра и Сергея.
— Три богатыря — это наша с женой гордость, — говорит Александр Евменцов.
В свободное время Александр Петрович любит повозиться на приусадебном участке. Есть среди его приоритетов и рыбалка. Любит ловить на Соже. Говорит, что при должном подходе за два часа можно два килограмма окуней наловить.
— Рыбакам-гомсельмашевцам на заметку: хорошее место есть у деревни Шерстин в Ветковском районе, — раскрыл рыбацкий секрет Александр Евменцов.
Евгений КОНОВАЛОВ.
Фото автора.