28.05.2015

Профессия – сельмашевец: и человек хороший, и специалист отличный

Когда корреспондент газеты пришел в железнодорожный цех ОАО «Гомсельмаш», то первым делом работники подразделения поинтересовались, о ком же на этот раз пойдет разговор на страницах газеты. Узнав фамилию нового героя рубрики «Профессия – сельмашевец», собеседники нашего сотрудника одобрительно закивали: хороший человек, опытный, такие – на вес золо­та.

Хороший человек... Казалось бы, всего лишь два слова. Но какая же это великолепная характеристи­ка! Особенно от людей, с которы­ми слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Александр Евменцов видится ежедневно.

Александр ЕвменцовРанние годы

Александр Петрович родился неда­леко от Гомеля, в деревне Климовка. Со школьных лет знал, что является земляком генерал-майора танковых войск, участника Великой Отече­ственной войны Кирилла Филиппо­вича Сулейкова, форсировавшего с 7-м гвардейским танковым корпусом Днепр в Украине. А ещё он, как и дру­гие сельские дети, сызмальства по­знал, что такое труд. Помогал вместе с сестрой родителям управляться по хозяйству в свободное от школьных занятий время. Родители Александра к «Гомсельма­шу» отношения не имели. Мама, Ма­рия Павловна, всю трудовую жизнь посвятила медицине. Отец, Пётр Ио­сифович, был сантехником.

В сельской школе Александр окон­чил восемь классов. Не сказать, что­бы учёба давалась слишком легко. В отличниках не ходил, но и двоечником также не являлся. Больше других за­нятий по душе ему была физическая культура.

— По этому предмету редко когда четвёрки проскакивали, в основном всегда «пять» было, — вспоминает наш герой.

Дежурный электрик

Однако трудовую жизнь он решил связать не с физкультурой и спор­том, а с электричеством. Поступил в гомельское училище № 6 (сейчас это профессионально-технический колледж машиностроения) на элек­тромонтёра по ремонту электрообо­рудования. Специальность выбирал не случайно.

— Причин, по которым я решил связать свою трудовую жизнь с элек­тричеством, несколько, — говорит слесарь-электрик. — Тогда, в семиде­сятые годы, эта профессия считалась престижной. До сих пор помню, с ка­ким благоговением мы, сельские па­цаны, смотрели на электриков, приез­жавших к нам в Климовку. Они с по­мощью «когтей» взбирались высоко на столбы и «чинили свет». А в семидесятых годах на «Гомсельмаше» на­чался настоящий бум. Закрутилось-завертелось производство, возво­дились новые цехи. Понимал, что предприятию нужны электромонтёры, поэтому и решил поступить в шестое училище. Ещё одна причина — жи­лищный вопрос. Тогда гомсельма­шевцам выделялось жильё.

Производственные мастерские учи­лища располагались на территории завода, недалеко от того места, где сейчас стоит памятник Владимиру Ленину. Практику Александр прохо­дил в литейном цехе ковкого чугуна (в районе центрального склада).

После училища у слесаря-электрика был короткий визит в Ленинград. В город над Невой Александр ехал по­ступать в артиллерийское училище. Но не сумел этого сделать и вернулся до­мой. Сидеть на родительских плечах не хо­телось, поэтому сразу же отправился на «Гомсельмаш».

— Пришёл в отдел кадров. Это было в августе 1978 года, — отмечает он. — В то время только-только появился же­лезнодорожный цех, в нём создавались рабочие смены. И заместитель началь­ника цеха по технической части, ныне покойный Олег Петрович Андрианчи­ков получил задание: набрать группу из четырёх электриков. Так я оказался в железнодорожном цехе. После годичной отработки настала пора отдать армейский долг Родине. По окончании службы Александр Пе­трович вернулся на «Гомсельмаш». Как сам говорит, всегда был дежурным электриком.

— В советские времена у нас был следующий график работы: день, сле­дующая ночь, двое суток дома, — го­ворит Александр Евменцов. — После перестройки сначала сделали два дня через два, затем ввели двухсменный режим работы. А вообще поначалу до­водилось и сутками дежурить. Боль­ших производственных мощностей не было, имелись всего два десятитонных крана ККС-10. Техники шло на отгруз­ку много: «Вихри», прицепы, позже — КСК-100, которые заезжали на плат­форму своим ходом. Трос натягивали, валы раскручивали и так далее. И все это делал один дежурный человек. Ра­боты хватало. Цеховое хозяйство тогда было большое, не то, что сейчас. Име­лись шесть тепловозов. Переработка вагонов составляла около тысячи еди­ниц. Три крана, четыре смены, кранов­щиков было 13 человек, электриков — 15. Востребованность в нашей технике была огромной. Возле завода едва ли не очереди стояли.

Девяностые годы слесарь-электрик вспоминает без особой радости не только потому, что были общеизвест­ные сложности. Железнодорожный цех на рубеже 80-90-х не имел постоянного хозяина. Им руководили то представи­тели торгового завода (предшествен­ника нынешнего департамента регио­нальных продаж), то головного пред­приятия.

— Так получилось, что я проживал в небольшой по площади двухкомнатной квартире с супругой и тремя детьми, — говорит он. — То есть нуждался в улуч­шении жилищных условий. Сейчас не хочу вспоминать ту историю с потерей моего дела. Работал, ждал, но... Этот вопрос и удерживал меня на предприя­тии в 90-е годы. А со временем мы сами построили двухкомнатную квартиру.

Первым начальником железнодо­рожного цеха, под руководством кото­рого довелось поработать молодому слесарю-электрику, был Александр Иванович Куц. Это человек, который в решении вопросов умел добиваться своего. Когда надо — был строгим. Но, несмотря на строгость, к нему всегда можно было обратиться, поговорить, решить какие-то вопросы.

— Ответственность у него всегда была на высшем уровне, — вспоминает Александр Евменцов. — Как и у нынеш­него руководителя Виктора Процкого. До того, как нас возглавил Николаевич, на заводе, наверное, не все и знали, что есть такой железнодорожный цех. Дотошный в хорошем смысле слова человек. Мы его уважаем, стараемся не подводить.

О работе

Сегодня в цехе работают три слесаря-электрика. Александр Евменцов гово­рит, что представителям его профес­сии работа всегда найдётся, какова бы ни была ситуация на предприятии. Тепловозам более двадцати лет, по­стоянно нуждаются в ремонте. В них двухпроводная система электропита­ния вспомогательных цепей управле­ния электромагнитными аппаратами тепловозов.

— Имеем дело и с ремонтом дизель-электрических железнодорожных кра­нов, в которых дизель крутит генера­тор, а остальные работы основаны на электричестве, — рассказывает спец­ифику работы Александр Петрович. — Кранам по 20-25 лет. Несмотря на их далеко не первую свежесть, они ра­ботают. В том числе и благодаря нам, слесарям-электрикам.

Инспектор Евменцов

У Александра Петровича немало обя­занностей. Если говорить в общем, то он проверяет на прочность, испыты­вает и регулирует сложные электро­машины (в том числе проводит рео­статные испытания тепловозов). Сре­ди требований к его должностным обязанностям — знание конструктив­ных особенностей, принцип работы сложного оборудования и установок, способов и правил регулирования ра­боты сложных электромашин, элек­троаппаратов и электроприборов.

Несмотря на это, он успевает за­ниматься и общественной деятель­ностью. Она заключается в помощи цеховому руководству в плане со­блюдения всеми работниками правил по охране труда и технике безопасно­сти. Можно вспомнить слова техни­ческого инспектора труда профкома ОАО «Гомсельмаш» Ивана Шведа, отмечавшего, что Александр Ивано­вич на хорошем уровне осуществляет общественный контроль по ОТ и ТБ, оказывает содействие начальнику цеха в решении вопросов контроля, выявлении недостатков по данной теме, помогает их устранять. За это слесарь-электрик Евменцов был на­зван победителем смотра-конкурса на лучшую организацию профсоюзами общественного контроля по охране труда за 2014 год. Согласно вручен­ному диплому Александр Петрович — лучший общественный инспектор по охране труда Гомельского област­ного объединения профсоюзов.

— Кто-то забыл надеть очки, спец­одежду. Слежу за этим, напоминаю о безопасности, — говорит инспектор Евменцов. — Бывает, грузчики вбива­ют молотками клинья так, что от гвоз­дей шляпки отскакивают. А не дай бог в глаз отлетит? К счастью, таких си­туаций в ЖдЦ не было.

Сегодня в цехе в основном трудятся представители среднего и старшего возраста. Молодёжи немного.

— Молодые ребята обычно надолго в ЖдЦ не задерживаются, не любят наши краны, — отмечает Александр Петрович. — На кран надо залезть в любую погоду, будь то жара, ливень или сильный мороз. Допустим, зи­мой требуется провода вставить. В перчатках этого не сделаешь. А без них два провода вставил, закрутил, «прозвонил» их — всё, руки отмерза­ют. Специфика нашей работы очень сложная, и далеко не каждый моло­дой слесарь-электрик способен с ней справиться. Многие считают, что если они пришли на работу, то сразу им надо предоставить все блага: вы­сокую зарплату и остальное. Я про­работал два года, прежде чем мне присвоили четвёртый разряд. А про высокие зарплаты и вовсе не принято было заявлять.

«У старинушки три сына»

Александр Петрович с супругой Та­тьяной Ивановной (кондитером по призванию и велению души, уборщи­цей — на сегодняшний день) воспита­ли троих сыновей — Виталия, Алек­сандра и Сергея.

— Три богатыря — это наша с же­ной гордость, — говорит Александр Евменцов.

В свободное время Александр Пе­трович любит повозиться на приуса­дебном участке. Есть среди его при­оритетов и рыбалка. Любит ловить на Соже. Говорит, что при должном подходе за два часа можно два кило­грамма окуней наловить.

— Рыбакам-гомсельмашевцам на заметку: хорошее место есть у дерев­ни Шерстин в Ветковском районе, — раскрыл рыбацкий секрет Александр Евменцов.

Евгений КОНОВАЛОВ.

Фото автора.

Свяжитесь с нами

ФИО

Адрес:

Телефон:

E-mail:

Ваше сообщение: