По городам и странам: Александр Савков – свой человек в Поднебесной

По городам и странам: Александр Савков – свой человек в Поднебесной

27.05.2017

По городам и странам: Александр Савков – свой человек в Поднебесной

Недавно Александру Александровичу Савкову – бывшему главному технологу «Гомсельмаша», долгое время работавшему в Китайской Народной Республике, почетному гражданину города Харбина – исполнилось 75 лет. Впрочем, Александр Савков работал не только в Поднебесной, где он создавал СП «Дун Цзин Гомель предприятие сельскохозяйственного машиностроения»…

– Расскажите, откуда вы родом, где учились и как начинали свой трудо­вой путь?

– Рассказывать о себе – это не в моих правилах. Но поскольку я согласился на интервью, то вкратце расскажу. Родился в деревне Глазовка Буда-Кошелёвского рай­она 1 января 1942 года. После войны, при выдаче свидетельства о рождении, пред­седатель комиссии райисполкома для меня категорично определил день рождения 15 мая. Так и живу с двумя днями рождения. В июле 1941 года отец ушёл на фронт и, к сожалению, не вернулся. Пропал без вести. Мать работала в колхозе, прожи­ла долгую жизнь, до 91 года. В Глазовке я окончил семь классов, доучивался уже в Буда-Кошелёво. После десятилетки в 1960 году поехал в Гомель, где поступил в ПТУ-3. Должен сказать, что самые теплые и самые добрые воспоминания о препо­давателях и производственных мастерах училища у меня сохранились до сегод­няшнего дня. В 1961 году по окончании училища был принят в механосборочный цех завода «Гомсельмаш» слесарем механосборочно­го производства. В этом же году был при­зван в армию. Служил в Борисове, потом в топогеодезическом отряде в Минске.

– Как проходила служба?

– В плане воинской службы мне повезло. В Борисове находился при химмастерской по ремонту дозиметрических приборов и химзащиты. Для нас были созданы от­личные условия для творчества, и мы (нас было четверо) этим благом пользовались. Мы писали рацпредложения, а нам созда­вали условия для их внедрения. Наибо­лее значимые из них были представлены на окружной выставке в Минске. Причем, представляли их авторы предложений. Так, я представлял изготовленный мною уни­версальный станок для механического сня­тия старых лакокрасочных покрытий, в том числе в труднодоступных местах. Третий год службы в топогеодезическом отряде для меня был насыщенным и интересным. В составе четырех человек с радиодально­мером мне довелось исколесить обширную часть Беларуси, в том числе Беловежскую пущу. Работал на высоте до 28 м. Такой была высота трех и четырех опорных сиг­налов деревянной конструкции в Бело­вежской пуще. Приходилось работать и со светодальномером в ночное время. Отслужив, в 1964 году вернулся в меха­носборочный цех №1. Пять лет работал слесарем механосборочных работ. Соби­рал двухступенчатые редукторы для на­возоразбрасывателей. Примерно столько же работал токарем. Параллельно учился на вечернем отделении Белорусского по­литехнического института, филиал которо­го располагался в Гомеле, по специально­сти «технология машиностроения, метал­лорежущие станки и инструменты».

– Вас наградили орденом «Знак По­чёта», когда вы еще были рабочим. Расскажите подробнее.

– Сначала отвечу кратко. Наградили – значит, заслужил, так как влиятельных чиновников у меня «в друзьях» ни тогда, ни сейчас не было и нет. Моя трудовая деятельность началась в 60-е годы, когда заводу «Гомсельмаш» до­водились достаточно напряженные произ­водственные задания. В сутки с конвейера сходило по 180 тракторных прицепов. За­вод работал в трехсменном режиме. Рабо­чих рук не хватало. Особенно сложная си­туация с выполнением производственного плана складывалась во второй половине месяца из-за неритмичности производ­ства. С нами, рабочими, постоянно прово­дилась разъяснительная работа. Так вот, в те годы, к примеру, меня не надо было уговаривать привезти на ручной тележке с другого участка детали для сборки ре­дуктора. Меня не надо было уговаривать сделать полторы или две сменные нормы. Так было в 60-е, так было и в 70-е годы. Когда я работал токарем, обходился без наладчика. Становился за любой токарный станок. И не только. Я понимал, что делаю конкретную пользу на участке и одновре­менно приобретаю так необходимый для меня опыт. О своем награждении узнал в день вручения награды. Вот такой для меня был подготовлен сюрприз.

– Когда вы впервые поехали за рубеж, какая это была страна?

– После окончания института работал в техбюро МСЦ-1 инженером-технологом отдела главного технолога. Главным тех­нологом тогда был Геннадий Филиппо­вич Грошев. Человек грамотный, интел­лигентный, чуткий. Его многие до сих пор вспоминают с теплотой. С этого момента у меня и начались командировки по бывше­му СССР. Первая командировка за рубеж предложена была в 1975 году – осваивать производство самоходного тростниковоуборочного комбайна на Кубе. Там я ра­ботал два года, с 1976-го по 1978-й.

– Что можно сказать об особенно­стях работы на Острове Свободы?

– Во-первых, я познакомился с чудесны­ми, исключительно дружелюбными людь­ми. Они жили в бедности, но при этом были беспредельно счастливы. Мы для них были братьями. А мы от такого отношения чув­ствовали себя в абсолютной безопасности как днем, так и ночью. Во-вторых, практически все кубинские спе­циалисты были выпускниками наших вузов. Между нами практически не существовало языкового барьера. Завод по производству тростниковоуборочных комбайнов стро­ился в городе Ольгин с участием СССР и, что называется, «под ключ». До наше­го приезда строители выполнили полный комплекс строительно-монтажных работ. Другими словами, строители полностью подготовили завод к эксплуатации. Это одна из особенностей хорошо продуманной и четко спланированной совместной рабо­ты по строительству завода и его вводу в эксплуатацию. Вторая особенность – к нашему приезду было построено достаточное количество квартир для размещения двухсот семей, приехавших из России, Беларуси, Киргизии, Украины. Только от нашего завода на Кубу было командировано 14 человек. В Ольги­не все вместе мы встретились впервые, но очень быстро сплотились не только между собой, но и с кубинцами. Третья особенность совместной подго­товки производства заключалась в том, что были созданы две параллельные органи­зационные структуры управления предпри­ятием, что позволяло совместно и опера­тивно решать все вопросы. Кроме того, для поддержания требуемой дисциплины был создан партком. Конечно, освобожденного секретаря парткома не было. Обязанности секретаря парткома были возложены на начальника цеха. Я, например, был избран секретарем кустовых партийных ячеек. В домах по месту жительства действовали женсоветы. Для кубинских руководителей всю от­ветственность за выполнение графика освоения производства устанавливал сам Фидель Кастро. Для того чтобы нашим братьям-кубинцам было немного спокой­нее, мы становились на рабочие места и работали. Вот здесь мои рабочие профес­сии были исключительно полезными для цеха, в котором я работал. Все эти меры позволили к установленному сроку изго­товить первые пять комбайнов, на одном из которых Фидель Кастро лично за рулем выехал из цеха. Вот такие особенности ра­боты были на Кубе.

– Над чем трудились по возвращении с Кубы?

– После возвращения, с 1978 года по 2013 год включительно, занимался под­готовкой производства новых изделий и технологическим обеспечением текущего производства. При этом мне довелось по­работать в разных должностях технологи­ческих служб ЗСК, ГЗЛиН, производства прицепных машин, начиная от начальника техбюро и до главного технолога объеди­нения. Главным технологом объединения работал с 1986 года по 2004 год. За этот период география моих служебных коман­дировок была достаточно обширной – от Калининграда до Забайкальского края, от Брянска до Челябинска. Мне довелось побывать в Казахстане, Узбекистане, Гру­зии, Литве и Латвии. Командировки в дру­гие республики и страны – это познание региона, уклада жизни населения и т.д. Например, на Кубу мы летели через всем печально известный Бермудский треу­гольник. Пересекал экватор, когда летел в Аргентину, пусть краешком глаза, но увидел столицу Аргентины Буэнос-Айрес. В детстве я читал книгу о карманных во­ришках этого многомиллионного города, которых, по рассказам местных жителей, меньше не стало.

– Александр Александрович, каким был первый опыт создания СП за ру­бежами Беларуси?

– Если коротко, то полезным для нашего предприятия. Говорят, что первый блин всегда комом, но к специалистам ПО «Гом­сельмаш» это не относится. Например, над «первым блином» в Брянске работали профессионалы, поэтому он даже не «под­горел». Инженерно-технические службы, экономисты, бухгалтеры, ПДУ просто дела­ли свою работу. Конечно, были трудности при решении отдельных вопросов, но все вопросы решались и, при необходимости, решались на самом высоком уровне. Относительно опыта. Все, кто создавал СП в Брянске, приобрели определенный опыт на пользу себе и своему предприя­тию. Чем чаще работник выполняет одну и ту же работу, тем быстрее и на более вы­соком уровне он это делает. Лично я при создании СП в Брянске получил ощутимый опыт, который потом успешно использовал при создании СП в Китае.

– С чего начиналась работа на китай­ской земле?

– Генеральный директор ПО «Гомсель­маш» поставил передо мной задачу органи­зовать в Харбине, на территории корпорации «Дун Цзин WOER» завод по производству кормоуборочных комбайнов КСК-600-06 и початкоуборочных комбайнов. Вот, соб­ственно, с этого и началась моя работа.

– С какими трудностями и особенно­стями производства вы столкнулись в Китае?

– О трудностях говорить не приходится, трудностей в любом деле больше, чем достаточно, а об особенностях создания совместного производства в Китае и об от­ношениях в течение четырех лет сказать есть что. Во-первых, организация создания СП в Китае была отлажена, можно сказать, до автоматизма. Потому что в Харбине их сотни, поэтому все обошлось без проблем. Во-вторых, с первых дней совмест­ному предприятию мэр города, губернатор провинции и его заместители, секретарь компартии провинции уделяли самое пристальное внимание. Выделялись денежные средства на реконструкцию корпусов и от­крытых площадок, льготные кредиты, ока­зывалась помощь в реализации продукции. Со стороны Беларуси мы тоже были не забыты. На открытии СП присутстсвовал председатель Палаты представителей Национального собрания РБ Владимир Андрейченко с большой делегацией. Кон­кретную помощь СП постоянно оказывал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в КНР Анатолий Тозик. Посещал СП и тогдашний первый вице-премьер Владимир Семашко. Уве­рен, что эта встреча запомнится надолго всем сельмашевцам, которые были в это время на СП. Вот под такой опекой высо­кого уровня мы создавали мощности и со­бирали комбайны. Это и есть особенности производства в КНР. В техническом отношении тоже име­лись свои особенности. Это, прежде все­го, транспортировка машинокомплектов. Железнодорожная платформа для маши­нокомплектов оказалась своеобразным испытательным стендом на прочность в течение месяца с пробегом примерно в 11 тысяч километров. За это время, к примеру, остов комбайна и всё, что было вложено в него, подвергалось знакопеременным нагрузкам. В результате возникали усталост­ные трещины в конструкции остова. И чем выше от уровня платформы, тем сильнее проявлялся результат таких нагрузок. На­пример, уложенные в кабину пакеты с дета­лями выглядели так, словно они побыли в дробеструйной установке. Поэтому каждый доставленный на СП машинокомплект при­ходилось обследовать, изучать причины и по каждому отдельному случаю направлять готовые решения для исключения данных моментов и одновременно давать решения по восстановлению машинокомплектов. Так, к слову, накапливался опыт транс­портировки машинокомплектов не только по железной дороге в КНР, но и водным транспортом в Аргентину. Другое дело, как этот опыт используется на предприятии, в каких документах про­писывается? Где, например, записано, что любой работник технического контро­ля, независимо от должности, не имеет права принимать решение по изменению упаковки машинокомплектов? Это уже отдельная и исключительно важная тема для предприятия.

– Какие ещё машины выпускались в Ки­тае, как создавалось производство?

– Краткая хронология развития СП такова: Декабрь 2009 года стал отправной точкой создания совместного предприятия по изготовлению сложной сельскохозяйственной техники и его стремительного развития в объемах и номенклатуре; 2010 год – коллектив РКУП «ГСКБ» в Гомеле в короткие сроки создал конструкцию высокопроизводительного кормоуборочного комбайна КСК-600-06 и початкоуборочного комбайна КПС-4 с гидростатическим приводом. Правительство города Харбина тогда высоко оценило вклад разработчиков конструкции комбайнов и создало для СП условия для создания и освоения производственных мощностей на проектный выпуск комбайнов. Уже в первом квартале 2011 года была закончена реконструкция 12 тысяч складских площадей под производство самоходных комбайнов и созданы производственные мощности на выпуск 3500 штук комбайнов в год, реконструировано более 20 тысяч квадратных метров открытых площадок. К изготовлению комбайнов было привлечено более 100 предприятий КНР. А первая промышленная партия комбайнов КПС-4 была изготовлена с локализацией производства на предприятиях КНР более 50 процентов. В 2012 году конструкторы РКУП «ГСКБ» разработали и провели испытания початкоуборочного комбайна с пятирядковым початкоотделителем и прямоточной схемой подачи початков, что позволило в 2013 году начать изготовление первой промышленной партии этих комбайнов.

– Чем объяснялась такая спешка в запуске производства?

– В спешке можно свернуть произ­водство, а вот в спешке освоить вы­пуск комбайнов не осмелится ни одно предприятие. Слишком большой про­изводственный риск. Поэтому оба учре­дителя СП сначала согласовали график совместного проведения подготовки про­изводства початкоуборочных комбайнов с реальными сроками выполнения для обеих сторон и план совместного про­изводства. Так что все шло по утверж­денному графику. Безусловно, план производства для обеих сторон был до­статочно напряженным. Правда, «Гом­сельмашу» обоснованно предлагался в разы больший план производства, так как имелась реальная возможность продать все, что предлагалось. То есть предлагалось максимально заполнить рынок, так как в это время в КНР была утверждена программа развития живот­новодства, а, следовательно, и развития кормопроизводство. Надо отметить, что изготовленные на СП комбайны КПС-4 и КПС-5 на рынке провинции Хейлунцзян заняли тогда достойное место.

– Как и за какие заслуги вам было присвоено звание почётного гражда­нина города Харбина?

– Если бы звание почетного гражданина 12-миллионного города Харбина присваи­вали за красивые глаза или за продолжи­тельность работы в городе, то такой награ­дой меня точно бы не удостоили. Такого звания заслуживают те, кто внес большой вклад в развитие города, за заслуги в раз­витии дружбы между народами.

– Чем вы живёте и заняты сейчас?

– Без дела не сижу. Заниматься есть чем. Это все, что могу вам сказать.

Беседовал Андрей ПОПОВ.

Свяжитесь с нами

Ф. И. О.:

Адрес:

Телефон:

E-mail:

Ваше сообщение:

  Я предоставляю согласие на обработку персональных данных