Главный инженер хозяйства Михаил Кизицкий начал представление комбайнового парка с КВК-800.
– Комплексов КВК-800 у нас два, причём один из них вполне может считаться уникальным коллекционным экземпляром, ведь его номер 006, этот комбайн был в первой десятке сошедших с конвейера. Прибыл он к нам в 2004 году. Тогда такие новинки получили мы и хозяйство «Заря» Мозырского района, а также некоторые хозяйства Могилёвщины. В поле КВК показал себя неплохо, но порой случались неполадки в работе барабанов и измельчителей. Отдавая должное производителю, скажу, что все ремонты специалисты «Гомсельмаша» проводили качественно и в срок.
В комплекте с КВК-800 шёл подборщик и жатка для кукурузы производства Jaguar. В 2015 году у этого комбайна появился брат-близнец. Это уже был полностью отечественный КВК-800, правда, без укомплектования жаткой для трав, ибо сенаж в хозяйстве не заготавливается в больших объёмах. На корм для 715 голов крупного рогатого скота заготавливается также люцерна, её брилёвцы убирают при помощи косилки фирмы Claas. Но немалый объём работ на уборке кормов выполняют и злиновские жатки.
– Только хорошее скажу о жатках ЖГР-7,5 и ЖГР-4,5, они работают безотказно, – подчеркнул Михаил Иванович.
Конечно, приятно слышать хорошие отзывы практиков о работе наших КВК-800 и их адаптеров, но больше нас все-таки интересовал комбайн КСК-100А3, который до сих пор в хозяйстве на ходу. 40 лет назад эта машина была революционной разработкой на просторах СССР, ведь это был первый отечественный самоходный кормоуборочный комбайн с гидротрансмиссией. Вот что рассказал об этой машине Валерий Ощепков, механизатор, который работает на брилёвском КСК-100А3 с 1995 года:
– В «Брилёво» тружусь с 1990 года, куда пришёл сразу после окончания ПТУ-179 в Костюковке и получил специальность тракториста-машиниста. Этот КСК был отдан мне «в попечение» в 1995 году. Машину 1988 года выпуска помню совсем новой. Фактически, «новичка» сразу же стали использовать на уборке кукурузы и подборе зелёной массы. Он работал с 6 и 12 ножами, и немало помог хозяйству. Дополнительно в комплекте мы получили кукурузную роторную жатку, почти ровесницу комбайна, и жатку для трав, которая до сих пор на ходу. Вот она, достаточно лишь подцепить, включить кардан – и в поле. Из недостатков этой хорошей машины выделю отсутствие камнеуловителя и металлодетектора, которые во времена ее изготовления просто еще не производились и не устанавливались. Но в целом эта модель «неубиваемая», хотя поломки комбайна, как и болезнь человека, предсказать невозможно. У нашего «ветерана» порой случались проблемы с двигателем ЯМЗ-236 и измельчающим аппаратом. Однако мы справлялись, простои долгими не были. А когда однажды случились неполадки с двигателями у новых КВК-800 и УЭС-2-250, и они надолго встали «на прикол», в поле на заготовке кормов довелось работать одному КСК. Это было около 10 лет назад. Комбайн выпавшее на его долю испытание прошёл достойно.
Следует отметить, что брилевский КСК-100А3 в ноябре 2014 года участвовал в параде техники на областных «Дожинках». Валерий Алексеевич сам готовил своего «подопечного» к этому мероприятию. Наверное, после того парада на машину периодически заглядываются организации, желающие приобрести комбайн, как реликвию. Заглянули мы и в кабину гомсельмашевского «первенца» самоходной техники. Условия на рабочем месте комбайнера там, прямо скажем, спартанские. Лишь одно сиденье для водителя, никаких кондиционеров и печки, от летней жары спасают лишь вентиляторы над лобовым стеклом, да один маленький, расположенный на стенке кабины слева на высоте головы сидящего человека, как в кабине вертолёта Ми-8. Гидростатическая трансмиссия у «ветерана» в идеальном рабочем состоянии. Прежде чем завести двигатель, нужно запустить аккумулятор, или, как говорят механизаторы, включить «массу». Кнопка пуска аккумулятора слева под сиденьем. Валерий Ощепков заводит двигатель. Машина сотрясается от вибрации, чувствуется сильное биение по полу и стенкам кабины, чтобы общаться, нужно повышать голос. Также виб-рируют внешние узлы комбайна, что видно невооружённым глазом. Зато у машины идеально работают фары, свет дальний и ближний, а ведь у многих ровесников КСК фары не работают. Комбайнер жмёт на сигнал, звук выходит резкий. Валерий Алексеевич глушит мотор, в кабине воцаряется тишина, запахло соляркой.
– Этот КСК-100А3 ходил только в моих руках. Лишь однажды на несколько дней уступил его напарнику, – рассказывает Валерий Ощепков. – Машина не новая, это видно по всему, но ведь если с умом подходить, она ещё много лет послужит. Хотели ее как-то списать, как и два предыдущих КСК-100, да я вступился, не дал это сделать. Так и остался он последним, работающим на всю Гомельщину.
КСК-100А3 № 45810 стоит среди новых жаток ЖГР и техники Claas, жаток и подборщиков для трав. Назвать его раритетом на фоне потрёпанных полем и уборочными кампаниями железных «коллег» трудно, а разница в комплектации и другие технические нюансы видны лишь при близком рассмотрении. В хозяйстве заслуженный комбайн используют на измельчении зелёной массы для кормления в поле крупного рогатого скота. Темп работ машины, конечно, уже не тот, который был «в молодости», но главное ведь, это быть востребованным и оставаться на ходу, что важно, пожалуй, не только для комбайнов.
НА СНИМКЕ: механизатор Валерий Ощепков и его КСК-100А3.