09.02.2017

К юбилею НТЦК: семь десятилетий – история единства производства и науки

Коллектив научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» работает в тесном кон­такте со специалистами производства. Конструкторы непосредственно участвуют в производственном процессе, способствуя его оптимизации, прислушиваются к мнению мастеров и рабочих в цехах. Так было во все времена, о чем свидетельствует ле­топись предприятия.

В довоенные годы номенклатура используе­мой в сельском хозяйстве техники, благодаря «Гомсельмашу», значительно расширилась. Завод освоил выпуск силосорезок «Универ­салка» отечественной конструкции. С 1931 по 1941 год «Гомсельмаш» был единственным заводом, поставлявшим в хозяйства льномо­лотилки модели «ВНИИЛ», а также льносор­тировки и льноклеверотёрки. Знаковым для предприятия стал 1934 год, когда завод осво­ил выпуск достаточно сложной по тем вре­менам машины – льномяльно-трепального агрегата типа «Шивинг-турбина», которая до этого ввозилась из-за границы. В этом же году было освоено производство зерновой молотилки БР-3: весной 1934 года «Гомсельмаш» полу­чил срочное задание изготовить 750 молотилок БР-3, изделия но­вого и ранее неизвестного масте­рам. 20 апреля были изготовлены три экспериментальных образца и проведены их стендовые ис­пытания.

Инженерно-технические ра­ботники совместно с рабочими-рационализаторами усиленно совершенствовали в те годы кон­струкции выпускаемых машин. Так, инженер-конструктор Минко­вич и рабочий Узенюк облегчили и уменьшили по габаритам сортировку КС-5 с одновременным упрощением её обслуживания. А лучшими рационализаторами были мастер Володькин, рабочие Сабанес, Коркедов, Новокрещен­ский. Роль непосредственных из­готовителей продукции, мастеров и рабочих, была необычайно ве­лика. Они же совершенствовали сельскохозяйственную технику и именно в результате совместной творческой работы ИТР и мастеровых в производ­ство пошло пять новых моделей машин, ра­нее в СССР не выпускавшихся. Они по ряду характеристик превосходили иностранные аналоги.

Производственно-финансовый план 1934 года был выполнен полностью, и в конце этого года при заводском ДК организовался «Дело­вой клуб» ИТР и рабочих-рационализаторов, где обсуждались технологические вопросы машиностроения и проходили диспуты.

Конструкторская мысль идёт плечом к пле­чу с рабочим процессом и поныне. Сегодня в НТЦК ежегодно утверждается специальный график авторского надзора. Конструкторы посещают цехи предприятия, где совместно с техническими и контрольными службами проводят свой авторский надзор по закре­плённым деталям и сборочным единицам. Помимо проведения авторских надзоров специалисты НТЦК участвуют в производ­ственных совещаниях, где решаются вопро­сы серийного производства и постановки на производство новых моделей комбайнов, вне­дрения изменений в конструкцию серийных машин. Конструкторы участвуют в контроле производства, таким образом, устанавливая с ним тесную связь.

Начало сопровождения процесса серий­ного производства в наши дни начинается с формирования годового производственного плана. В соответствии с этим планом стро­ится работа по ведению авторского надзо­ра в процессе производства. Помимо цехов основного производства, конструкторы посе­щают и цехи смежных предпри­ятий ОАО «Гомсельмаш». Это ЗАО СП «Брянсксельмаш» и производство «Светлогорский машиностроительный завод». Процесс авторского надзора неизбежно вносит свои коррек­тивы, а его график подстраи­вается под вносимые в план производства изменения. Кон­структоры в непосредственном контакте с технологами и спе­циалистами службы контроля качества участвуют в приёмке деталей, сборке опытных об­разцов и принимают решения в случае отклонения от тре­бований конструкторской до­кументации. Обычно выполня­ется доработка, либо деталь выбраковывается. Порой цен­ный совет конструкторам, как и в былые годы, могут дать мастера в цехе. Славная тра­диция единства производства и науки продолжается. Синтез научного и производственного потенциалов порождает новые идеи и разработки. Многие новшества, ко­торые сегодня применяют все и везде, пер­вым применил на своей продукции именно «Гомсельмаш».

– Ещё в конце 90-х годов мы внедрили на ма­шинах КПК-3000 доизмельчающее устройство дискового типа, так называемый корн-крекер,– рассказывает главный конструктор по кормо­уборочной технике Иван Волков. – Также на нашем КВК-800 была впервые внедрена во­енная разработка – автоподкачка шин.

Иван Васильевич отметил, что хоть эти ре­шения и не являются ноу-хау, но пионером по их внедрению именно на сельхозтехнике стало наше предприятие. Все производители, которые применили на своей технике эти но­вовведения, переняли идею от нас.

В НТЦКНА СНИМКЕ: НТЦК. Конструкторско-исследовательский отдел динамики, прочно­сти, аналитической надежности. Инженеры-конструкторы первой ка­тегории Александр Калиновский и Дмитрий Иванов, заведующий отде­лом Алексей Вырский, кандидат технических наук Юрий Чупрынин.

Свяжитесь с нами

ФИО

Адрес:

Телефон:

E-mail:

Ваше сообщение: