13.03.2017

К 70-летию НТЦК ОАО «Гомсельмаш»: вспоминая Григория Коцюбанова

Григорий КоцюбановГригорий Максимович Коцюбанов – главный конструктор СКБ завода «Гомсельмаш» с 1947 по 1955 год – стал продолжателем традиций новаторства и изобретательства, заложил фундамент нового направления в комбайностроении. Он был из плеяды главных конструкторов, начавших создавать в заводских КБ уникальную технику собственного производства.

С началом новой послевоенной эпохи сельхозмашиностроения роль сельскохозяйственных НИИ была пересмотрена. Время первопроходцев-новаторов кануло в Лету. Активное послевоенное строительство требовало всё новых и новых ресурсов: машин, тракторов, комбайнов. Старые методы работы в режиме ожидания разработок от НИИ и их технических доводок на заводах уже никуда не годились. Отныне конструктора должны были не ожидать «спуска» на места готовых проектов, а самостоятельно проектировать и создавать, порой, «с нуля», новую технику для страны. С 1947 по 1955 годы главным конструктором и начальником СКБ завода «Гомсельмаш» был Григорий Коцюбанов. Выходец из деревни, сын сельского учителя, он знал о крестьянских нуждах и особенностях работы на земле не понаслышке, что совсем скоро нашло отражение в создаваемых под его руководством образцах техники.

Григорий Максимович окончил Харьковский машиностроительный институт. Прибыв на работу в Гомель, возглавил, а затем создавал новое конструкторское бюро, принципиально отличавшееся от прежнего и по функциям, и по устройству. Детище Григория Максимовича и его соратников – то специализированное конструкторское бюро по разработке сельхозтехники, которое через много лет станет сегодняшним НТЦК. Традиции, которые продолжают нынешние поколения конструкторов, были заложены Григорием Коцюбановым и Константином Клементьевым. Их можно по праву считать отцами-основателями СКБ-НТЦК.

С момента создания в 1947 году СКБ специализировалось на проектировании машин для уборки силосуемых культур. В этот период под руководством Григория Коцюбанова была разрабатана конструкция силосоуборочного комбайна СК-2,6. Этих, постоянно модернизируемых инженерами машин будет выпущено заводом «Гомсельмаш» 256 999 штук. Машина отлично себя зарекомендовала и выпускалась вплоть до конца 50-х годов в течение 10 лет. Тогда, в конце сороковых, развитие СКБ шло достаточно быстро, несмотря на послевоенные трудности. К концу 1948 года численность СКБ составляла 43 человека, в этом составе было 13 инженеров и 20 техников. Нельзя не вспомнить первых молодых специалистов, будущих выдающихся конструкторов, которых Григорий Коцюбанов принял на работу в те годы. Это выпускники Калязинского техникума Л.Г. Волкова, З.В., М.Я. и И.Я. Гавриленко, Т.А. Кропотова, Н.А. Куликова из Ростова-на-Дону. Также стоит назвать имена Г.П. Лавриненко, будущего главного конструктора Г.А. Трофимука с женой Р.В. Трофимук. Пополнился коллектив и опытными инженерами. Это были З.Л. Гуревич, Р.С. Стукалов, Я.М. Фабрикант и другие.

В то непростое время СКБ располагалось в бытовках ремонтно-механического цеха, в домике, стоящем рядом с забором, сразу за которым пролегала улица Рабочая. Конструктора занимали два зала на втором этаже, кабинет начальника был расположен на лестнице. Вот что вспоминает бывший заместитель главного конструктора Георгий Халецкий: «...кроме того, на первом этаже размещались архив и светокопировальный станок – «царство» Ирины Александровны Попель, с которой работали Наташа Горянская и опытная Сычева. Обязанности у них были непростые: после светокопировки чертежа, выполненного на прозрачной кальке, они проявляли светочувствительную бумагу (синьки) в парах нашатырного спирта. Условия работы – не позавидуешь. Никакой принудительной вентиляции – выручала только открытая дверь. Задержек с выдачей чертежей в цех или заводские службы, однако, не припомню. В кабинете начальника СКБ постоянно проводились техсоветы. Главкомбайнпром ежегодно присылал нам тематические планы, Коцюбанов с помощниками распределяли их по исполнителям, исполнители вносили свои предложения по каждому этапу работы. Особенно жарко проходили техсоветы, когда рассматривались

предлагаемые конструкции машин. Наверно, потому, что по каждой теме «назначались» оппоненты. Не скрою, мне нравилось, как Григорий Максимович вел техсоветы. Он внимательно выслушивал и взвешивал все аргументы. Потом, итожа, говорил: «Сделаем так». И предлагал свое, часто неожиданное, неизвестно когда продуманное решение. К сожалению, в 1955 году по состоянию здоровья он вынужден был оставить свою должность, правда, в 1961 году вернулся, но уже главным инженером».

Как конструктор Григорий Коцюбанов специализировался на создании новых и модернизации выпускаемых машин для механизации трудоемких процессов в животноводстве и сельском хозяйстве. Он был участником разработки более 70 новых машин – для приготовления кормов, их загрузки и выгрузки из кормохранилищ. Под его руководством и при его непосредственном участии на «Гомсельмаше» стали проектировать и выпускать первые машины для водоснабжения ферм, первичной обработки молока, для ухода за животными, погрузки, переработки, транспортировки и внесения в почву органических удобрений. Модернизировали и продолжили производить соломорезки. Вот какие машины были созданы в этот период СКБ. Первой была молотилка МК-1100 (1948 г.), затем куделеприготовительная машина КЛ-25, льнотрепальная машина ТЛ-40 и мяльнотрепальная машина НП-9 (1949 г.). Также созданы соломосилосорезка РСО-6, зерночистка ОС-1,0 (1950 г.), силосный комбайн СК-1,2, силосошвырялка ШС-12, зерносушилка ЗС-1,0 (1951 г.), сортировка-веялка ВС-2,0, волокуша ВНУ (1952 г.), стогометатель СТУ-07 (1953 г.). Что-то модернизировалось и воплощалось в новом виде, многие образцы техники создавались и внедрялись впервые. Это было время, когда люди готовы были трудиться, что называется, за совесть. И справлялись с поставленными задачами блестяще.

Григорий Максимович Коцюбанов был научным работником научно-исследовательского института сельского хозяйства, главным конструктором завода «Серп и молот». Среди его наград – медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», золотая медаль ВДНХ СССР (посмертно). Он – активный рационализатор и изобретатель, автор многих научных трудов и книг, создатель нового СКБ и воспитатель плеяды высококлассных инженеров-конструкторов и изобретателей. Таким Григория Коцюбанова запомнили многие.

Дмитрий Межевич и Сергей Кузменков

На снимке: НТЦК. Заведующий конструкторским отделом адаптеров кормоуборочной техники Сергей Кузменков (справа) и ведущий инженер-конструктор Дмитрий Межевич

Свяжитесь с нами

ФИО

Адрес:

Телефон:

E-mail:

Ваше сообщение: