Ещё в сезон страды 2018 года КЗС-4118К, работавший на полях Менделеевского муниципального района, показал почти трёхкратное снижение затрат по топливу, работая на одном поле и в одинаковых условиях с классикой – дизельными КЗС-1218. Как известно, по техническим характеристикам производительности эти машины одинаковы. Камнем преткновения становится цена – увы, но «сорок первый» стоит дороже, и разница для многих покупателей очевидна. Но, по словам разработчиков, несмотря на цену новинки и её окупаемость за 9 уборочных сезонов, выгода от применения комбайна есть. Наша беседа на эту тему – с генеральным конструктором НТЦК ОАО «Гомсельмаш» Сергеем Федоровичем.
– Сергей Александрович, первое, на что обращают внимание покупатели – цена. У КЗС-4118К она довольно высокая. Насколько это оправдано?
– Если говорить кратко, то затраты, связанные с приобретением данного комбайна, несмотря на его стоимость, в перспективе окупятся. КЗС-4118К является экологичным комбайном, значит, экономия средств может быть достигнута и в области охраны окружающей среды. Компании, которые реализуют газомоторное топливо, также выигрывают, ведь можно представить рост их прибыли с началом массового приобретения газового топлива аграриями. Подобных примеров экономии и выгоды масса, и почти все они будут связаны с различными отраслями народного хозяйства.
Окупаемость «сорок первого» будет достигнута также за счёт использования более дешёвого в сравнении с дизельным топливом компримированного газа. Нельзя забывать, что в развитых странах уже действуют ограничения на ввоз техники ниже стандарта Stage-5. Для корректного сравнения можно посмотреть на комбайны разного экологического класса и годов выпуска. Цена моторной установки повышенного класса экологичности возрастает едва ли не вдвое. В то же время более ранняя модель будет дешевле, но и до повышенных требований по экологии она не дотянет. Если сравнить КЗС-4118К с импортными машинами подобного класса, то она ничем не уступит конкурентам. «Сорок первый» будет стоить примерно столько же, сколько импортный комбайн соответствующего класса экологичности на дизельном топливе. При этом КЗС-4118К будет работать на газомоторном топливе, которое в разы дешевле и экологичнее «дизеля». Что лучше выбрать – решать покупателю.
– Сергей Александрович, а почему патенты на КЗС-4118К были получены на территории Таможенного союза, а не в Евросоюзе или США?
– Мы смотрели на то, где применение компримированного газа будет более эффективным. В ЕС этот вид топлива так широко не используется по разным причинам. А в России мы будем иметь основные рынки сбыта, развитую систему газозаправочных станций, да и само газовое топливо в нужных количествах. Это и стало критерием выбора территории получения патентов.
– Чем вызван страх некоторых маркетологов перед «газомоторной темой»?
– Я бы не назвал это страхом. Это, скорее, неуверенность от появления подобной техники, отчасти она продиктована продавцам самими покупателями. Некоторых из них смущает то, что в случае поломки починить газомоторный комбайн смогут только квалифицированные специалисты. А ведь система настолько надёжна, что если не допускать механических повреждений и несанкционированного доступа, то и особого обслуживания газомоторная система не требует. Конечно, потребуется освидетельствование, периодический осмотр, но ведь сколько легковых автомобилей работают на газе, и никто не боится их эксплуатировать. Плюс надо решать вопрос с наличием газозаправщиков. Всё это пройдёт со временем, здесь пока срабатывает чистая психология.
– Нужно ли для выпуска КЗС-4118К строить отдельный цех или корпус?
– Не думаю, что нужно создавать такие большие переделы. Ведь те «сорок первые», которые есть сегодня, собрали в ССЦ на том же конвейере в одном ряду с нашей «классикой». Вот если речь пойдёт о комбайнах, работающих на сжиженном природном газе, тогда и встанет вопрос о создании отдельного цеха. Об этом можно будет говорить не раньше, чем лет через 10, когда ПАО «Газпром» создаст более широкую сеть газозаправочных станций. Но до этого ещё надо дожить.
Сергей ТРОИЦКИЙ